Разнорабочие Геленджик
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВЫРАБОТКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Расчет результатов работы одного автомобиля на маршруте
Расчет работы одного автомобиля на маятниковом маршруте,
с обратным не груженым пробегом
Требуется перевезти груз из пункта погрузки (П) в пункт разгрузки (Р)
на расстояние 20 км. Расстояние от АТП до П составляет 10 км, от АТП до
пункта разгрузки 20 км. Груз первого класса, γ =1. Время в наряде (Тн) 8 ч,
грузоподъемность автомобиля (q) равна 5 т, время простоя под погрузкой и
разгрузкой (tпв) = 0,5 ч, средняя техническая скорость (Vт) 25 км/ч. Схема
маятникового маршрута с обратным не груженым пробегом и нулевых
пробегов представлены на рис. 23.
lг
Рис. 23. Схема маятникового маршрута,
П Р с обратным не груженым пробегом
и нулевых пробегов
lх
lн1 lн2
(АТП)
1. Длина маршрута
lм= lг+ lх=20+20=40 км. (4.1)
2. Время ездки (оборота)
tе,o= (lм/Vт) +tпв =40/25+0,5=2,1 ч. (4.2)
3. Выработка в тоннах за ездку (оборот)
Qе,о = q·γ = 5 т. (4.3)
4. Выработка в тонно-километрах за ездку (оборот)
Ре,о = q·γ·lг = 5∙20 =100 т∙км. (4.4)
5. Число ездок автомобиля за время в наряде
Ze=[Tн/ tе]=8/2,1=3,8 . (4.5)
где - целая часть числа Х.
6.Проверка возможности исполнения ездки на последнем обороте
Остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок составит
∆Тн = Тн - [Tн / tе]· tе = 8 - 3∙2,1=1,7 ч. (4.6)
Время ездки необходимое (погрузка + перевозка груза + разгрузка)
tен = (lг/Vт) + tпв = 0,8+0,5=1,3 ч. (4.7)
∆Тн ≥ tен . (4.8)
Если неравенство (4.8) выполняется, то результат, полученный в фор-
муле (4.5), округляется в большую сторону, если неравенство не выполня-
ется, то результат, полученный в формуле (4.5), округляется в меньшую
сторону. В нашем случае 1,7 ≥ 1,3, поэтому автомобиль может выполнить
за время в наряде 4 ездки.
7. Выработка в тоннах автомобиля за время в наряде
Qн =
Zе
q
1
= 20 т. (4.9)
8. Выработка в тонно-километрах автомобиля за время в наряде
Рн =
Zе
q γ l
1
г= 400 т∙км. (4.10)
9. Общий пробег автомобиля за время в наряде
Lобщ = lн1+ lм· Ze+ lн2- lх = 10+40∙4+20-20=170 км. (4.11)
10. Время в наряде автомобиля фактическое
Тн факт = (Lобщ/ Vт) +
Zе
t
1
пв = 170/25 + 4∙0,5 = 6,8 +2 =8,8 ч. (4.12)
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на маятни-
ковом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным не груженым пробегом?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
маятниковом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за одну
ездку на маятниковом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
5. Как рассчитать число ездок для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с
обратным не груженым пробегом?
6. Для чего рассчитывается остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок
для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с обратным не груженым пробе-
гом?
7. Для чего рассчитывается время ездки необходимое для одного автомобиля на маят-
никовом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
8. Сформулируйте условие округления числа ездок одного автомобиля на маятнико-
вом маршруте, с обратным не груженым пробегом.
9. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тоннах одного автомобиля на ма-
ятниковом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
10. Как рассчитать сменную (суточную)выработку в тонно-километрах одного автомо-
биля на маятниковом маршруте, с обратным не груженым пробегом?
11. Как рассчитать общий пробег за время в наряде одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным не груженым пробегом?
12. Как рассчитать время в наряде фактическое одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным не груженым пробегом?
4.1.2. Расчет работы одного автомобиля на маятниковом маршруте, с
обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок (рис 24)
Требуется перевезти груз из пункта погрузки П1 в пункт разгрузки Р1
на расстояние 20 км. В обратном направлении из того же пункта (П2) необ-
ходимо перевезти груз в пункт Р2. на расстояние 10 км. Расстояние от АТП
до П1 составляет 10 км, от АТП до пункта Р1 (П2) 20 км, от АТП до пункта
Р2 15 км. Нумерация нулевых пробегов дана в порядке исполнения. Груз, в
обоих направлениях, первого класса, γ = 1. Время в наряде Тн = 8 ч, грузо-
подъемность автомобиля q равна 5 т, время простоя под погрузкой и раз-
грузкой (tпв) = 0,5 ч, средняя техническая скорость Vт = 25 км/ч.
lг1
Р2 Р1 Рис. 24. Схема маятникового маршрута,
П1 П2 с обратным груженым пробегом
lх2 lг2 не на всем расстоянии перевозок
lн3 и нулевых пробегов
lн1 lн2
(АТП)
1. Длина маршрута
lм= lг1 + lг2 + lх2 =20+10+10=40 км. (4.13)
2. Время первой ездки
tе1 = (lг1/Vт) + tпв =20/25+0,5=1,3 ч. (4.14)
3. Время второй ездки
tе2 = ((lг2 + lх2) /Vт) +tпв =((10 + 10)/25)+0,5=1,3 ч. (4.15)
4. Время оборота
tо= tе1 + tе2 = (lм/Vт) +2tпв =40/25+1=2,6 ч. (4.16)
5. Среднее время ездки
tеср = tо/Zео = 2,6/2 = 1,3 ч. (4.17)
где Zео – число ездок за оборот на маршруте, Zео=2 ед.
6. Выработка в тоннах за любую ездку
Qе = q·γ = 5 т. (4.18)
7. Выработка в тоннах за оборот
Qо = Qе1 + Qе2 =2q·γ = 10 т. (4.19)
8. Выработка в тонно-километрах за первую ездку
Ре1 = q·γ·lг1 = 5∙20 =100 т∙км. (4.20)
9. Выработка в тонно-километрах за вторую ездку
Ре2 = q·γ·lг2 = 5∙10 =50 т∙км. (4.21)
10. Выработка в тонно-километрах за оборот
Ро = Ре1 + Ре2 = q·γ·lг1 + q·γ·lг2 = 150 т∙км. (4.22)
11. Число ездок автомобиля за время в наряде
Ze = [Tн/ tеср]=8/1,3 =6,15 . (4.23)
12. Число оборотов автомобиля за время в наряде
Zо = Tн/ tо = 8/2,6 = 3,07. (4.24)
13.Проверка возможности исполнения ездки на последнем обороте.
Остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок, составит
∆Тн = Тн – [Tн/ tеср]· tеср = 8 – 6∙1,3 = 0,2 ч. (4.25)
Выполнив 6 ездок, автомобиль остановится в пункте П1 . Следова-
тельно, проверяем возможность исполнения ездки из пункта П1. Время езд-
ки необходимое (погрузка + перевозка груза + разгрузка) по формуле (4.7),
tен = (lг1 /Vт) + tпв = 20/25+0,5=1,3 ч, (4.26)
если, согласно формуле (4.8), ∆Тн ≥ tен, то число ездок округляется в боль-
шую сторону, если неравенство не выполняется, то число ездок округляет-
ся в меньшую сторону. В нашем случае неравенство не выполняется, т.к.
0,2<1,3 , поэтому автомобиль может выполнить за время в наряде 6 ездок,
или 3 оборота (Zо = 3).
14. Выработка в тоннах автомобиля за время в наряде формула (4.9)
Qн =
Zе
q
1
= 30 т.
15. Выработка в тонно-километрах автомобиля за время в наряде
Рн =
1
1
1
г
Zе
q γ l +
2
1
2
г
Zе
q γ l = 450 т∙км, (4.27)
где Zе1, Zе2 – число ездок, выполненных, соответственно, на lг1 и lг2, Zе =
Zе1+ Zе2, тогда Рн = 3∙20∙5∙1 + 3∙10∙5∙1 = 300 + 150= 450 т∙км.
16. Общий пробег автомобиля за время в наряде
если Zо целое …+ lн3 – lх2;
Lобщ = lн1+ lм· Zо+ (4.28)
если Zо не целое … + lн2.
поскольку Zо=3, то Lобщ = lн1+ lм· Zо+ lн3 – lх2= 10+40∙3+15–10=135 км.
17. Время в наряде автомобиля фактическое – формула (4.12):
Тн факт = (Lобщ/ Vт) +
Zе
t
1
пв = 135/25 + 6∙0,5 = 5,4 +3 =8,4 ч.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на ма-
ятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии
перевозок?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перево-
зок?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии
перевозок?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на
всем расстоянии перевозок?
5. Как рассчитать число ездок для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с
обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок?
6. Для чего рассчитывается остаток времени в наряде, после исполнения целых ез-
док для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым
пробегом не на всем расстоянии перевозок?
7. Для чего рассчитывается время ездки, необходимое для одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии
перевозок?
8. Сформулируйте условие округления числа ездок одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перево-
зок.
9. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тоннах одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии
перевозок?
10. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тонно-километрах одного ав-
томобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на
всем расстоянии перевозок?
11. Как рассчитать общий пробег за время в наряде одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перево-
зок?
12. Как рассчитать время в наряде фактическое одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок?
4.1.3. Расчет работы одного автомобиля на маятниковом маршруте,
с обратным груженым пробегом (рис. 25)
Требуется перевезти груз из пункта погрузки П1 в пункт разгрузки Р1
на расстояние 20 км. В обратном направлении из того же пункта П2 необ-
ходимо перевезти груз в пункт Р2 (он же П1) на расстояние 20 км. Расстоя-
ние от АТП до П1 (Р2) составляет 10 км, от АТП до пункта Р1 (П2 ) 20 км.
Груз в обоих направлениях первого класса, γ =1. Время в наряде Тн=8
ч, грузоподъемность автомобиля q = 5 т, время простоя под погрузкой и
разгрузкой tпв = 0,5 ч, средняя техническая скорость Vт = 25 км/ч.
lг1
П1 Р1 Рис. 25. Схема маятникового маршрута,
Р2 П2 с обратным груженым пробегом
и нулевых пробегов
lг2
lн1 lн2
(АТП)
1. Длина маршрута
lм= lг1 + lг2 =20+20=40 км. (4.29)
2. Время первой ездки – формула (4.14):
144
tе1 = (lг1/Vт) + tпв =20/25+0,5=1,3 ч.
3. Время второй ездки
tе2 = (lг2 /Vт) +tпв =20/25+0,5=1,3 ч. (4.30)
4. Время оборота – формула (4.16):
tо= tе1 + tе2 = (lм/Vт) +2tпв =40/25+1=2,6 ч.
5. Среднее время ездки – формула (4.17):
tеср = tо/Zео = 2,6/2 = 1,3 ч,
где Zео – число ездок за оборот на маршруте, Zео=2 ед.
6. Выработка в тоннах за любую ездку – формула (4.18):
Qе = q·γ = 5 т.
7. Выработка в тоннах за оборот – формула (4.19):
Qо = Qе1 + Qе2 =2q·γ = 10 т.
8. Выработка в тонно-километрах за первую ездку – формула (4.20):
Ре1 = q·γ·lг1 = 5∙20 =100 т∙км.
9. Выработка в тонно-километрах за вторую ездку – формула (4.21):
Ре2 = q·γ·lг2 = 5∙20 =100 т∙км.
10. Выработка в тонно-километрах за оборот формула – (4.22):
Ро = Ре1 + Ре2 = q·γ·lг1 + q·γ·lг2 = 200 т∙км.
11. Число ездок автомобиля за время в наряде – формула (4.23):
Ze = [Tн/ tеср] =8/1,3 =6,15.
12. Число оборотов автомобиля за время в наряде – формула (4.24):
Zо = Tн/ tо = 8/2,6 = 3,07.
13.Проверка возможности исполнения ездки на последнем обороте.
Остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок– формула (4.25):
∆Тн = Тн - [Tн / tеср]·tеср = 8 - 6∙1,3 = 0,2 ч.
Выполнив 6 ездок, автомобиль остановится в пункте П1 . Следовательно
проверяем возможность исполнения ездки из пункта П1. Время ездки не-
обходимое (погрузка + перевозка груза + разгрузка) – формула (4.26):
tен = (lг1 /Vт) + tпв = 20/25+0,5=1,3 ч.
Если, согласно формуле (4.8), ∆Тн ≥ tен, то число ездок округляется в
большую сторону, если неравенство не выполняется, то число ездок, ок-
ругляется в меньшую сторону. В нашем случае неравенство не выполняет-
ся, т.к 0,2<1,3 , поэтому автомобиль может выполнить за время в наряде 6
ездок или 3 оборота (Zо = 3).
14. Выработка в тоннах автомобиля за время в наряде – формула (4.9):
Qн =
Zе
q
1
= 30 т.
15. Выработка в тонно-километрах автомобиля за время в наряде формула
– (4.27):
Рн =
1
1
1
г
Zе
q γ l +
2
1
2
г
Zе
q γ l = 600 т∙км,
145
где Zе1, Zе2 – число ездок, выполненных, соответственно, на lг1 и lг2, Zе =
Zе1+ Zе2, тогда Рн = 3∙20∙5∙1 + 3∙20∙5∙1 = 300 + 300= 600 т∙км.
16. Общий пробег автомобиля за время в наряде
если Zо целое …+ lн1;
Lобщ = lн1+ lм· Zо+ (4.31)
если Zо не целое + lн2,
поскольку Zо = 3, то Lобщ = lн1+ lм· Zо + lн1= 10+40∙3+10=140 км.
17. Время в наряде автомобиля фактическое – формула (4.12)
Тн факт = (Lобщ/ Vт) +
Zе
t
1
пв = 140/25 + 6∙0,5 = 5,6 +3 =8,6 ч.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на ма-
ятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
5. Как рассчитать число ездок для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с
обратным груженым пробегом?
6. Для чего рассчитывается остаток времени в наряде, после исполнения целых ез-
док для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым
пробегом?
7. Для чего рассчитывается время ездки необходимое для одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
8. Сформулируйте условие округления числа ездок одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом.
9. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тоннах одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
10. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тонно-километрах одного ав-
томобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
11. Как рассчитать общий пробег за время в наряде одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом?
12. Как рассчитать время в наряде фактическое одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным груженым пробегом?
4.1.4. Расчет работы одного автомобиля на маятниковом маршруте,
с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой (рис. 26)
Требуется перевезти груз из пункта погрузки П1 в пункт разгрузки Р1
на расстояние 20 км. В обратном направлении из того же пункта (П2) необ-
ходимо перевезти груз в пункт Р2.(он же П1) на расстояние 20 км. Расстоя-
ние от АТП до П1 (Р2) составляет 10 км, от АТП до пункта Р1 (П2) 20 км.
Груз в прямом направлении первого класса, γ1 = 1, в обратном направлении
третьего класса, γ2 = 0,6. Время в наряде Тн = 8 ч., грузоподъемность авто-
мобиля q = 5 т, время простоя под погрузкой и разгрузкой в прямом на-
правлении tпв1 = 0,5 ч, время простоя под погрузкой и разгрузкой tпв2 = 0,4
ч, средняя техническая скорость Vт = 25 км/ч.
lг1;γ1
Рис. 26. Схема маятникового маршрута, П1 Р1
с обратным груженым пробегом,
но разной загрузкой, и нулевых пробегов Р2 П2
lг2;γ2
lн1 lн2
(АТП)
1. Длина маршрута – формула (4.29):
lм= lг1 + lг2 =20+20=40 км.
2. Время первой ездки
tе1 = (lг1/Vт) + tпв1 =20/25+0,5=1,3 ч. (4.32)
3. Время второй ездки
tе2 = (lг2 /Vт) +tпв2 =20/25+0,4=1,2 ч. (4.33)
4. Время оборота – формула (4.16):
tо= tе1 + tе2 = (lм/Vт) +2tпв =40/25+1=2,5 ч.
5. Среднее время ездки – формула (4.17):
tеср = tо/Zео = 2,5/2 = 1,25 ч,
где Zео – число ездок за оборот на маршруте, Zео=2 ед.
6. Выработка в тоннах за первую ездку
Qе1 = q·γ1 = 5 т. (4.34)
7. Выработка в тоннах за вторую ездку
Qе2 = q·γ2 = 3 т. (4.35)
8. Выработка в тоннах за оборот – формула (4.19):
Qо = Qе1 + Qе2 =q·γ1+ q·γ2 = 8 т.
9. Выработка в тонно-километрах за первую ездку – формула (4.20):
Ре1 = q·γ·lг1 = 5∙20 =100 т∙км.
10. Выработка в тонно-километрах за вторую ездку – формула (4.21):
Ре2 = q·γ·lг2 = 3∙20 =60 т∙км.
11. Выработка в тонно-километрах за оборот – формула (4.22):
Ро = Ре1 + Ре2 = q·γ·lг1 + q·γ·lг2 = 160 т∙км
12. Число ездок автомобиля за время в наряде – формула (4.23):
Ze = [Tн/ tеср] =8/1,25 =6,4.
13. Число оборотов автомобиля за время в наряде – формула (4.24):
Zо = Tн/ tо = 8/2,5 = 3,2.
14. Проверка возможности исполнения ездки на последнем обороте
Остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок – формула
(4.25):
∆Тн = Тн - [Tн / tеср]·tеср = 8 – 6∙1,25 = 0,5 ч.
Выполнив 6 ездок, автомобиль остановится в пункте П1. Следователь-
но, проверяем возможность исполнения ездки из пункта П1. Время ездки
необходимое (погрузка + перевозка груза + разгрузка) – формула (4.26):
tен = (lг1 /Vт) + tпв = 20/25+0,5=1,3 ч.
Если, согласно формуле (4.8), ∆Тн ≥ tен, то число ездок округляется в
большую сторону, если неравенство не выполняется, то число ездок округ-
ляется в меньшую сторону. В нашем случае неравенство (4.62) не выпол-
няется, т.к 0,5<1,3 , поэтому автомобиль может выполнить за время в наря-
де 6 ездок, или 3 оборота (Zо = 3).
15. Выработка в тоннах автомобиля за время в наряде – формула (4.9):
Qн =
Zе
q
1
= 24 т
16. Выработка в тонно-километрах автомобиля за время в наряде – форму-
ла (4.27):
Рн =
1
1
1
г
Zе
q γ l +
2
1
2
г
Zе
q γ l = 600 т∙км,
где Zе1, Zе2 – число ездок, выполненных соответственно на lг1 и lг2, Zе =
Zе1+ Zе2, тогда Рн = 3∙20∙5∙1 + 3∙20∙5∙0,6 = 300 + 180= 480 т∙км.
17. Общий пробег автомобиля за время в наряде – формула (4.31):
если Zо целое …+ lн1,
Lобщ = lн1+ lм· Zо+
если Zо не целое + lн2,
поскольку Zо = 3, то Lобщ = lн1+ lм· Zо+ lн1= 10+40∙3+10=140 км.
18. Время в наряде автомобиля фактическое
Тн факт=(Lобщ/Vт)+
1
1
пв1
Zе
t + пв2
2
1
Zе
t = 140/25 + 3∙0,5+
+3∙0,4=5,6+1,5+1,2=8,3 ч (4.36)
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на ма-
ятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но раз-
ной загрузкой?
5. Как рассчитать число ездок для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с
обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
6. Для чего рассчитывается остаток времени в наряде, после исполнения целых ез-
док для одного автомобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым
пробегом, но разной загрузкой?
7. Для чего рассчитывается время ездки необходимое для одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
8. Сформулируйте условие округления числа ездок одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой.
9. Как рассчитать сменную (суточную)выработку в тоннах одного автомобиля на
маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
10. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тонно-километрах одного ав-
томобиля на маятниковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной
загрузкой?
11. Как рассчитать общий пробег за время в наряде одного автомобиля на маятни-
ковом маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
12. Как рассчитать время в наряде фактическое одного автомобиля на маятниковом
маршруте, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой?
4.1.5. Расчет работы одного автомобиля
на кольцевом маршруте (рис. 27)
Требуется перевезти груз из пункта погрузки П1 в пункт разгрузки Р1
на расстояние 20 км, из пункта погрузки П2 в пункт разгрузки Р2 на рас-
стояние 15 км. Расстояние между Р1 и П2, Р2 и П1 равно 15 км. Расстояние
от АТП до П1 составляет 35 км, от АТП до пункта Р1 – 40 км, от АТП до
пункта Р2 – 20 км. Груз, перевозимый из пунктов П1 и П2, первого класса,
γ1=1. Время в наряде Тн = 12 ч, грузоподъемность автомобиля q = 5 т, вре-
мя простоя под погрузкой и разгрузкой tпв1 = tпв2 = 0,5 ч, средняя техни-
ческая скорость Vт = 25 км/ч.
Рис. 27. Схема кольцевого маршрута П1 lг1;γ1 Р1
и нулевых пробегов
lх2 lн1 lх1
Р2 П2
lг2;γ2
lн3 lн2
(АТП)
1. Длина маршрута
lм= lг1 + lх1 +lг2 + lх2 =20+15+15+15=65 км. (4.37)
2. Время первой ездки
tе1 = ((lг1+ lх1)/Vт) + tпв1 = ((20+15)/25)+0,5=1,9 ч. (4.38)
3. Время второй ездки
tе2 = ((lг2 + lх2)/Vт) +tпв2 = ((15+15)/25)+0,5=1,7 ч . (4.39)
4. Время оборота – формула (4.16):
tо= tе1 + tе2 = (lм/Vт) +2tпв =65/25+1=3,6 ч
5. Среднее время ездки – формула (4.17):
tеср = tо/Zео = 3,6/2 = 1,8 ч,
где Zео – число ездок за оборот на маршруте, Zео=2 ед.
6. Выработка в тоннах за первую ездку – формула (4.34):
Qе1 = q·γ1 = 5 т.
7. Выработка в тоннах за вторую ездку – формула (4.35):
Qе2 = q·γ2 = 5 т.
8. Выработка в тоннах за оборот – формула (4.19):
Qо = Qе1 + Qе2 =q·γ1+ q·γ2 = 10 т.
9. Выработка в тонно-километрах за первую ездку – формула (4.20):
Ре1 = q·γ·lг1 = 5∙20 =100 т∙км.
10. Выработка в тонно-километрах за вторую ездку – формула (4.21):
Ре2 = q·γ·lг2 = 5∙15 =75 т∙км.
11. Выработка в тонно-километрах за оборот – формула (4.22):
Ро = Ре1 + Ре2 = q·γ·lг1 + q·γ·lг2 = 175 т∙км.
12. Число ездок автомобиля за время в наряде – формула (4.23):
Ze = [Tн/ tеср] =12/1,8 = 6,67.
13. Число оборотов автомобиля за время в наряде – формула (4.24):
Zо = Tн/ tо = 12/3,6 = 3,33.
14.Проверка возможности исполнения ездки на последнем обороте.
Остаток времени в наряде, после исполнения целых ездок − формула
(4.25):
∆Тн = Тн - [Tн / tеср]·tеср = 12 - 3∙3,6 = 1,2 ч.
Выполнив 6 ездок, автомобиль остановится в пункте П1. Следовательно,
проверяем возможность исполнения ездки из пункта П1. Время ездки не-
обходимое (погрузка + перевозка груза + разгрузка) – формула (4.26):
tен = (lг1 /Vт) + tпв = 20/25+0,5=1,3 ч.
Если согласно формуле (4.8) ∆Тн ≥ tен , то число ездок округляется в
большую сторону, если неравенство не выполняется, то число ездок округ-
ляется в меньшую сторону. В нашем случае неравенство не выполняется,
т.к. 1,2<1,3 , поэтому автомобиль может выполнить за время в наряде 6 ез-
док, или 3 оборота (Zо = 3).
15. Выработка в тоннах автомобиля за время в наряде – формула (4.9):
Qн =
Zе
q
1
= 30 т.
16. Выработка в тонно-километрах автомобиля за время в наряде − форму-
ла (4.27): Рн =
1
1
1
г
Zе
q γ l +
2
1
2
г
Zе
q γ l = 600 т∙км,
где Zе1, Zе2 – число ездок, выполненных, соответственно, на lг1 и lг2, Zе =
Zе1+ Zе2, тогда Рн = 3∙20∙5∙1 + 3∙15∙5∙1 = 300 + 180= 525 т∙км.
150
17. Общий пробег автомобиля за время в наряде
если Zо целое …+ lн3 - lх2
Lобщ = lн1+ lм· Zо+ (4.40)
если Zо не целое + lн2 – lх1
поскольку Zо = 3, то Lобщ = lн1+ lм· Zо+ lн3 – lх2 = 35+65∙3+20 – 15=
=235 км.
18. Время в наряде автомобиля фактическое – формула (4.36):
Тн факт=(Lобщ/Vт)+
1
1
пв1
Zе
t + пв2
2
1
Zе
t = 235/25 + 3∙0,5+
+3∙0,5=9,4+3,0=12,4 ч.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на
кольцевом маршруте?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на кольце-
вом маршруте?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
кольцевом маршруте?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на кольцевом маршруте?
5. Как рассчитать число ездок для одного автомобиля на кольцевом маршруте?
6. Для чего рассчитывается остаток времени в наряде после исполнения целых ез-
док для одного автомобиля на кольцевом маршруте?
7. Для чего рассчитывается время ездки необходимое для одного автомобиля на
кольцевом маршруте?
8. Сформулируйте условие округления числа ездок одного автомобиля на кольце-
вом маршруте.
9. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тоннах одного автомобиля на
кольцевом маршруте?
10. Как рассчитать сменную (суточную) выработку в тонно-километрах одного ав-
томобиля на кольцевом маршруте?
11. Как рассчитать общий пробег за время в наряде одного автомобиля на кольце-
вом маршруте?
12. Как рассчитать время в наряде фактическое одного автомобиля на кольцевом
маршруте?
4.1.6. Расчет работы одного автомобиля на развозочном маршруте
Требуется перевезти груз из пункта погрузки П в пункты разгрузки Р1,
Р2, Р3. Расстояние между П и Р1 – 10 км, между Р1 и Р2 – 8 км, между Р2 и Р3
– 5 км, между Р3 и П – 8 км. В пункте П в автомобиль загрузили 4 т груза,
потребность в грузе Р1 q1 = 2 т, Р2 q2 = 1 т, Р3 q3 = 1 т. Известно, что за
время в наряде на любом развозочном маршруте выполняется одна ездка.
Грузоподъемность автомобиля q = 4 т, время простоя под погрузкой и раз-
грузкой 1 тонны груза равны τп = τв = 0,1 ч, время заезда t заезда – 9 мин,
средняя техническая скорость Vт = 25 км/ч. Схема развозочного маршрута
представлена на рис. 12,а. (см. п. 1.4). ∆ (АТП)
Рис. 28. Схема сменного планового задания автомо-
биля на развозе мелкопартионных грузов
и нулевых пробегов: П – пункт погрузки;
1 – первый пункт разгрузки третьего маршрута
Плановое задание автомобиля состоит из трех развозочных маршру-
тов, исполняемых один за другим (перевозка покупок населению на дом,
пластиковых окон и т.п.). В начале дня автомобиль, исполняя lн1, направ-
ляется из АТП на пункт погрузки, перевозит груз по первому развозочному
маршруту, затем по второму, по третьему и в конце рабочего дня, из пункт
2, исполняет второй нулевой пробег – возврат в АТП. Порядок испол-
нения маршрутов определен сменно-суточным заданием водителю данного
автомобиля, разработан в службе эксплуатации АТП. К отдельным мар-
шрутам или клиентам нулевые пробеги отнесены быть не могут, нулевые
пробеги относятся к наряду (дню) работы автомобиля, поэтому в случае
исполнения работы автомобилем на отдельно взятом развозочном маршру-
те нулевых пробегов нет.
1. Длина маршрута
lм= lг1 +lг2 +lг3 + lх =10+8+5+8=31 км. (4.41)
2. Время погрузки-разгрузки
tпв = q·γ·τп + q·γ τв = 4∙0,1 +4∙0,1 =0,8 ч. (4.42)
3. Время ездки (оборота)
tе,о = lм/Vт + tпв + tзаезда (Р–1), (4.43)
где Р – количество пунктов разгрузки на развозочном маршруте.
Тогда tе,о = 31/25+0,8 +0,15 (3-1) =1,24 + 0,8+0,3 =2,34 ч.
4. Выработка в тоннах на развозочном маршруте за ездку, оборот,
день
Qе,о,д = q фактр
= 4 т, (4.44)
где q фактр
– количество груза фактически загруженного в автомобиль, т.
5. Выработка в тонно-километрах на развозочном маршруте за ездку,
оборот, день
Ре,о,д = q факт ·lг1 + (q факт – q1) ·lг2 +(q факт– q1– q2) ·lг3 (4.45)
Ре,о,д = 4∙10 +2∙8 +1∙5 =61 т∙км.
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на раз-
возочном маршруте?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на развозоч-
ном маршруте?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
развозочном маршруте?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на развозочном маршруте?
5. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за один оборот
на развозочном маршруте?
6. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
один оборот на развозочном маршруте?
7. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за день на разво-
зочном маршруте?
8. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
день на развозочном маршруте?
9. Как рассчитывается время ездки для одного автомобиля на развозочном мар-
шруте?
10. Как рассчитывается время оборота для одного автомобиля на развозочном мар-
шруте.
4.1.7. Расчет работы одного автомобиля на сборном маршруте
Требуется собрать груз из пунктов погрузки П1, П2, П3 в пункт раз-
грузки Р. Расстояние между Р и П3 – 35 км, между П1 и П2 – 8 км, между П2
и П3 – 5 км. Расстояние от пункта разгрузки и первого пункта следующего
маршрута (между Р3 и П′) 8 км. В пункте П1 (q1) в автомобиль погрузили
1 т груза, в пункте П2 (q2) также 1 т, в пункте П3 (q3) 2 т груза. Известно,
что за время в наряде на любом сборном маршруте выполняется одна езд-
ка. Грузоподъемность автомобиля (q) = 4 т, время простоя под погрузкой и
разгрузкой 1 т груза равны τп = τв = 0,1 ч, время заезда (t заезда) – 9 мин,
средняя техническая скорость Vт = 25 км/ч. Схема сборного маршрута
представлена на рис. 12,б (см. п. 1.4).
Плановое задание автомобиля состоит из трех сборных маршрутов,
исполняемых один за другим (сбор и вывоз твердых бытовых отходов на
полигон).
В начале дня автомобиль, исполняя lн1,
направляется из АТП на пункт
погрузки П
1, перевозит груз по первому сборному маршруту, затем по
второму, третьему, а в конце рабочего дня из пункта Р исполняет второй
нулевой пробег – возврат в АТП (см. рис. 29). Порядок исполнения мар-
шрутов определен сменно-суточным заданием водителю данного автомо-
биля, разработан в службе эксплуатации АТП. К отдельным маршрутам
или клиентам нулевые пробеги отнесены быть не могут, нулевые пробеги
относятся к наряду (дню) работы автомобиля, поэтому в случае исполне-
ния работы автомобилем на отдельно взятом сборном маршруте нулевых
пробегов нет. ∆ (АТП)
Рис. 29. Схема сменного планового задания автомобиля на сборе
мелкопартионных грузов и нулевых пробегов:
Р – пункт разгрузки; П3
1 – первый пункт погрузки третьего маршрута
1. Длина маршрута – формула (4.41):
lм= lг1 +lг2 +lг3 + lх =8+5+35+8=56 км.
2. Время погрузки-разгрузки – формула (4.42):
tпв = q·γ· τп + q·γ· τв = 4∙0,1 +4∙0,1 =0,8 ч.
3. Время ездки (оборота)
tе,о = lм/Vт + tпв + tзаезда (П – 1), (4.46)
где П – количество пунктов погрузки на сборном маршруте.
Тогда tе,о = 56/25+0,8 +0,15 (3–1) =3,34 ч.
4. Выработка в тоннах на развозочном маршруте за ездку, оборот,
день
Qе,о,д = qфактс
= 4 т , (4.47)
где qфактс
– количество груза, фактически выгруженного из автомобиля, т.
5. Выработка в тонно-километрах на сборном маршруте за ездку, обо-
рот, день
Ре,о,д = q1 ·lг1 + (q1 + q2)·lг2 +(q1 + q2 + q3 )·lг3 , (4.48)
Ре,о,д = 1∙8 +2∙5 +4∙35 =158 т∙км .
Контрольные вопросы
1. Какие показатели рассчитываются для одного автомобиля за одну ездку на сбор-
ном маршруте?
2. Какие показатели входят в длину маршрута для одного автомобиля на сборном
маршруте?
3. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за одну ездку на
сборном маршруте?
4. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
одну ездку на сборном маршруте?
5. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за один оборот
на сборном маршруте?
6. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
один оборот на сборном маршруте?
7. Как рассчитывается выработка в тоннах для одного автомобиля за день на сбор-
ном маршруте?
8. Как рассчитывается выработка в тонно-километрах для одного автомобиля за
день на сборном маршруте?
9. Как рассчитывается время ездки для одного автомобиля на сборном маршруте?
10. Как рассчитывается время оборота для одного автомобиля на сборном маршру
Разнорабочие Геленджик